Банкротство – это процедура законного освобождения от долгов при невозможности выплачивать их. Причинами являются сложные жизненные ситуации. Например, проблемы со здоровьем, потеря близких, увольнение с работы.
Для подачи заявления в арбитраж в связи с неплатежеспособностью гражданин должен соответствовать ряду критериев:
- сумма долга составляет более 300000 руб.;
- отсутствие судимости за экономические преступления;
- в течение последних 5 лет в отношении гражданина не проводилась процедура несостоятельности;
- отсутствие признаков преднамеренности или фиктивности банкротства, мошенничества или недобросовестных мотивов при оформлении кредитов.
Также гражданин должен обосновать суду, что его имущественное состояние ухудшилось, и он не сможет делать выплаты кредиторам по согласованному ранее графику.
Как оформить банкротство
Существует два способа оформления несостоятельности гражданина – через суд или во внесудебном порядке.
· Через суд.
При подаче заявления нужно обратиться в арбитраж, оплатить госпошлину в размере 300 руб. Ограничений по сумме задолженности в судебной процедуре нет, и постановления об окончании исполнительного производства не требуется. Процесс может длиться от нескольких месяцев до пары лет.
· Внесудебный порядок.
При оформлении банкротства во внесудебном порядке заявитель обращается в МФЦ. Никаких пошлин и дополнительных расходов оплачивать не нужно. Вне суда могут рассматриваться заявления граждан при сумме долга от 50 000 до 500 000 руб. Процедура предполагает получение постановления об окончании исполнительного производства. Процесс продолжается 6 месяцев.
Как подать заявление о банкротстве физического лица?
Заявление подается в арбитражный суд по месту жительства или прописки гражданина.
Существует несколько вариантов подачи:
- личное посещение суда;
- через доверенное лицо должника;
- отправка по почте в виде заказного письма с описью вложения;
- с помощью электронного сервиса «Мой Арбитр».
При подаче документов через интернет нужно сделать сканы.
Бумаги для оформления банкротства физического лица
При обращении в суд наряду с заявлением должнику нужно подготовить определённый пакет документации.
Личные документы заявителя:
- паспорт;
- ИНН;
- СНИЛС;
- выписка из ПФР;
- свидетельство о браке или разводе;
- свидетельство о рождении детей;
- медицинские справки (при наличии заболеваний);
- выписка из ЕГРИП.
Бумаги, подтверждающие наличие долга:
- договоры с кредиторами с приложением справок из банка о сумме долга;
- справка из ТСЖ о долгах по ЖКХ;
- справки о задолженностях в ПФР, ФНС, ГИБДД;
- расписка о задолженности другому лицу.
Документация о финансовом состоянии должника:
- справка о доходах;
- выписка из ЕГРЮЛ или реестра акционеров;
- справка из ПФР о размере пенсии, если гражданин ее получает;
- выписки из расчетных счетов и банковских карт;
- договоры купли-продажи недвижимости, дарения;
- документы о собственности на движимое и недвижимое имущество;
- квитанция об оплате госпошлины.
Все финансовые документы подаются за последние три года.
Для внесудебного банкротства потребуется заявление должника, его паспорт, сведения об открытых расчетных счетах, список кредиторов и сведения о них. Представителям нужно будет представить доверенность.
Порядок процедуры
Оформление банкротства физического лица проходит в несколько этапов:
- Подготовка и сбор необходимых документов.
- Составление заявления о признании гражданина несостоятельным.
- Подача заявления в суд.
- Рассмотрение дела судебные органами и признание должника банкротом.
- Подготовка реестра требований кредиторов.
- Анализ финансового положения должника, составление отчета финансовым управляющим.
На заключительном этапе суд выносит решение о списании долгов гражданина.
Плюсы и минусы банкротства физлица
Признание несостоятельности должника имеет ряд положительных и отрицательных моментов.
Плюсы:
- долг перестает расти, штрафы и пени не начисляются;
- прекращение исполнительного производства по решениям суда;
- освобождение от денежных обязательств;
- наличие возможности сохранения платежеспособности.
Минусы:
- гражданин не имеет права оформлять кредиты, а также участвовать в управлении страховыми организациями, МФН и негосударственными фондами в течение 5 лет;
- физлицо не вправе участвовать в управлении компанией в течение 3 лет после банкротства, кредитной организацией – в течение 10 лет.
Стоимость оформления банкротства включает в себя несколько составляющих:
- оплата госпошлины – 300 руб.
- публикация сведений в издании «Коммерсантъ» — 11000 руб.;
- публикации на Федресурсе – 430 руб.;
- вознаграждение финансового управляющего – 25000 руб.; при реструктуризации долга с последующей реализацией имущества – 50000 руб.;
- стоимость юридических услуг, включающих в себя консультации специалистов, сопровождение в суде, подготовку документов, взаимодействие с кредиторами – от 50000 руб.
Таким образом, стоимость процедуры составляет около 90 000 руб.