10 минут47

Как должна быть составлена характеристика по месту работы?

Этот документ представляет собой описание работодателем своего сотрудника. В частности, в нем дается оценка проявленным личностным и деловым качествам конкретного специалиста.

Зачем она нужна и кто обязан ее оформлять?

Раньше характеристики с предыдущего места трудоустройства требовались очень часто. В настоящее время подобные запросы опять становятся актуальными. Причина проста — работодатели опасаются принимать в штат непроверенных специалистов. Помимо рассмотрения кандидатур на новые вакансии, документальное мнение о работнике может понадобиться в других случаях. Например, самые частые:

  • получение кредита в банке;
  • судебные разбирательства;
  • оформление опекунства или усыновление в органах опеки;
  • аттестация преподавателей в образовательных учреждениях.

Характеристику на специалиста разрешается выдавать как непосредственно по его личному обращению, так и при официальных запросах сторонних организаций.

Требование по срокам

Согласно Трудовому кодексу РФ, статье 62, предприятие обязано оформить и предоставить характеристику на сотрудника в течение 3 рабочих дней после поступления соответствующего письменного запроса. Данное правило распространяется и на действующих работников, и на тех, с кем трудовые отношения уже прекращены.

Кроме самого сотрудника и внешних организаций, характеристику вправе затребовать внутренние службы компании. Основанием для такого запроса может стать поиск достойных претендентов:

  • на перевод на другую (как правило, вышестоящую) должность;
  • для включения в кадровый резерв;
  • для выполнения особого поручения или ответственного задания;
  • для аттестации.

Положительные характеристики могут сыграть свою роль также в расследованиях служебных происшествий, в ходе урегулирования конфликтных ситуаций и т. п.

Рекомендация

Поручайте писать характеристику тому, кто знает сотрудника лучше. Это может быть, например, специалист отдела кадров или непосредственный руководитель.

Единых образцов, утвержденных шаблонов и нормативных требований по порядку написания характеристик не разработано. Поэтому стоит придерживаться общих правил и практических норм, принятых в оформлении подобных официальных бумаг.

Принципы составления характеристики по месту работы

При запросе данного документа внешними получателями его следует распечатывать только на официальном бланке предприятия.

Важно не перепутать характеристику на сотрудника с его биографией. В описании необходимо касаться только периода работы в конкретной компании. В частности, упоминаются полученные навыки, достижения, показанные личные качества и знания.

В целом, бланк характеристики визуально делится на три части. Первая и последняя — это оформление, а вторая содержит основную информацию о работнике.

Данные излагаются в следующем порядке:

  1. Анкетные: специальность, когда был принят и стаж работы.
  2. Трудовые: уточняется характер служебной деятельности, имеющиеся заслуги или, наоборот, проступки.
  3. Личные: описываются те качества, которые прямо влияют на уровень профессионализма работника.
  4. В конце дается краткое примечание: характеристика составлена для предъявления по месту требования. Ставится подпись руководителя и печать компании.

Как соблюсти принцип достаточности и необходимости?

При написании характеристик на работников ответственные лица могут столкнуться с трудностями. По законодательству персональные данные охраняются государством. Нельзя указывать избыточные сведения, для чего при составлении документа нужно ориентироваться на положения федерального закона 152, статью 5, пункт 5.

Помните: указывать следует не больше того, что требуется по запросу. Не пишите о семейном положении, количестве детей и о других вопросах личного характера. К рабочей характеристике эти сведения отношения не имеют.

Если запрашивается именно такая информация, необходимо действовать так:

  • оценить правомерность требований;
  • если закон в принципе допускает предоставление этих данных, то, возможно, понадобится получить письменное согласие от работника.

В некоторых случаях особое разрешение на передачу персональных данных брать не нужно, в том числе:

  1. Если сведения запрашивает Фонд социального страхования или Пенсионный (федеральный закон 27 от 01.04.96, статья 9).
  2. Когда данные передаются в налоговые органы (Налоговый кодекс, статьи 24 и 431).
  3. При получении законных требований полиции (3-ФЗ от 07.02.11, статья 13, часть 1, пункт 4).
  4. При поступлении запроса от прокуратуры (закон 2201-1, статья 4, пункт 2.1).
  5. Если сведения нужны судебному приставу в рамках исполнительного производства (229-ФЗ, статья 64, часть 1, пункт 2 и статья 65, часть 10, а также 118-ФЗ от 21.07.97, статья 12, пункт 2 и статья 14, пункт 2).

Пример запроса на личные данные о работниках

Областным отделом ЗАГС реализуется программа «Семья». Для включения в конкурс учреждение направило работодателям письма с просьбой предоставить сведения и характеристики на сотрудников с тремя и более детьми.

Как отражать положительные и отрицательные качества?

Самое главное в рабочих характеристиках — объективность. Описание сотрудника может быть не только хорошим. Иногда, наряду с достоинствами, указывается на непрофессиональное отношение к обязанностям либо на черты характера, которые мешали работе и создавали напряженность в коллективе.

Важно: работодатель не обязан получать одобрение работника на текст документа. Если сотрудник уверен, что описание неправдиво, то может отправить предприятию письменную претензию с указанием на предвзятые и недостоверные сведения. Кроме того, характеристику допускается оспаривать и в суде.

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.